Яндекс.Погода
 

 

Историческая культурология

А. Флиер. Программа кандидатского минимума.
 

Тема 1. Цели и основания исторической культурологии.

Культура как основное содержание общественной истории. Соотнесение понятий “история” и “культура”. Цели историко-культурологического познания. Философские основания исследований исторической динамики культуры. История культуры с позиций философии истории и философии культуры. Эмпирические основания изучения культурной динамики. История культуры как предмет исторического описания. Социальные и антропологические основания изучения истории культуры. Социальная и историческая динамика культуры. Культурная изменчивость и традиция как механизмы регуляции исторической динамики культуры. Лингвистические основания исследований истории культуры. Культура как язык общественного бытия.
 
 
Тема 2. Выделение объектов историко-культурологического исследования.

Культурные черты (атрибутивные признаки) – специфические свойства объектов, позволяющие их выделять и различать между собой. Культурные объекты (вещи, тексты, символы, смыслы, ценности, обычаи, нормы, технологии, преобразованная среда и пр.) как формы и артефакты культуры, способы и продукты (результаты) социально детерминированной человеческой деятельности. Культурные системы (этнические, политические, национальные, профессиональные конфессиональные, языковые, экстралингвистические и др.) – целостные образования, системные совокупности культурных черт, свойственные устойчивым социальным группам людей и называемые “локальными культурами” или “культурными конфигурациями” соответствующих сообществ. Культурные типы (стадиальные, региональные, цивилизационные, сословные, стилевые и др.) – совокупности культурных характеристик исторических сообществ (или их групп), которые, как правило, не являются организационно целостными системными образованиями, но выделяются по признакам единообразия или существенного сходства некоторых значимых культурных черт – институтов социальной регуляции, технологий жизнеобеспечения, образов жизни, картин мира, комплексов эстетических форм и др. Культурные парадигмы (“культурные миры”, “эпистемы”, “культурные экумены” и пр.) – совокупности типических (архетипических) черт сознания, типов мировоззрения, восприятия и осмысления бытия, структурных композиций картины мира и психических реакций на нее, характерные для населения некоторых регионов в определенные периоды истории, что позволяет рассматривать их как оригинальные культурно-исторические общности со специфическими экзистенциальными ориентациями.
 
 
Тема 3. Основные гуманитарные методологии историко-культурных исследований.

Донаучное познание истории культуры, практиковавшееся в рамках мифологических, религиозных и философских воззрений до становления науки Нового времени. Историческая методология, описывающая культуру на основании принципа линейной хронологической последовательности событий и явлений. Герменевтическая методология, исследующая культуру посредством попытки проникновения в смысл (имманентного понимания) исторического материала. Феноменологическая методология, трактующая исторические объекты культуры на основе редуцирования к феномену (самодостаточной сущности этих объектов и явленности их исследователю). Историческая психология, изучающая динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного состояния человеческой психики. Культурный символизм и постструктурализм как эклектическая методология, выстраивающая интерпретацию материала на основе контекстуальных дискурсов, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований.
 
 
Тема 4. Социально-научные методологии исторической культурологии.

Эволюционизм – исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития посредством поэтапного усложнения ее структур. Ответвления эволюционизма: формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм. Циклические и волновые модели культурной динамики – описание культур как отдельных “самодостаточных” организмов и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений. Теории цивилизаций как пример циклической трактовки истории культуры. Структурный функционализм – интерпретация культурно-исторических процессов как имеющих определенные функции, т.е. решающих какие-то имманентные социальные задачи. Структурализм – описание культурно-исторических объектов в ракурсе соотношения понятий “слово” и “вещь” и структуры культуры как системы знаков. Культурные реконструкции на основе семиотической редукции. Пограничные методологические направления, ищущие новые проблемные области культурно-исторической науки: постмодернизм.
 
 
Тема 5. Методы культурно-исторических исследований.

Методы получения (сбора) информации: полевые (натурные) исследования, анализ и критика источников, сбор “вторичного” материала из специальной литературы, описание и атрибуция объектов и т.п.

Методы систематизации информации: формальностилевой анализ, контент-анализ, компаративный анализ, статистический анализ, факторный анализ, генетический анализ, структурный анализ, динамическое моделирование, редуцирование и изучение по аналогии.
 
 
Тема 6. Направления и школы историко-филологических исследований культуры.

Описания культуры в исторических сочинениях древности, средневековых хрониках и летописях. Культурно-этнографические записки путешественников, рассказы о нравах в мемуарной литературе. Начало систематических исторических исследований культуры; культура в трудах европейских археологов и медиевистов (Т.Момзен, П.Гиро, И.Дройзен, Э.Церен, Э.Виолеле-Дюк, Г.Чайлд и др.). Американская культурно-историческая школа (Ф.Боас, А.Кребер, Р.Лоуи и др.). Культурно-исторические исследования в России (П.Милюков, Л.Карсавин, П.Бицилли, Г.Вернадский, О.Добиаш-Рождественская, Н.Пигулевская, Н.Эйдельман, Б.Рыбаков и др.). Русская филологическая школа исследований истории культуры (А.Веселовский, А.Потебня, О.Фрейденберг, А.Лосев, Е.Мелетинский, Д.Лихачев, С.Аверинцев и др.). Отечественные работы по “культуре обыденности” (Н.Костомаров, А. Шахматов, И.Забелин и др.). Фольклорные исследования и реконструкции культуры в России (А.Афанасьев, Ф.Буслаев, В.Пропп, В.Топоров и др.). История культуры в трудах западных символистов и религиоведов (Э.Кассирер, Л.Уайт, М.Элиаде, К.Гирц, Р.Рэдфильд). “Новая культурная история” (исследования ментальностей) во Франции и др. странах (Л.Февр, М. Блок, Ф.Бродель, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, И.Валлерстейн, А.Гуревич, Г.Кнабе и др.). Отечественные востоковедческие исследования культуры (В.Бартольд, С. Ольденбург, Н. Конрад, Л.Васильев, Г.Бонгард-Левин, И.Дьяконов и др.). Московско-тартуская семиотическая школа (Ю.Лотман, В.Иванов, Б.Успенский).
 
 
Тема 7. Направления и школы социально-научных исследований истории культуры.

Взгляды на историю культуры “классиков” эволюционизма XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э.Тайлор, Фр.Фрезер и др.). Марксистское течение в эволюционизме и формационная теория исторического развития (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин). Неоэволюционизм и культурный материализм об истории культуры (Л.Уайт, М.Саллинс, Дж.Стюарт, М.Харрис, Э.Маркарян и др.). Диффузионизм и теория “культурных кругов” как направление культурно-исторических исследований (Ф.Гребнер, Л.Фробениус, У.Риверс и др.). Цивилизационные теории исторической динамики культуры (Н.Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев, С.Хантингтон). Волновая концепция исторической изменчивости культуры (А.Ахиезер). Структурные функционалисты о движущих силах социокультурного развития (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Ч.Мертон, Э.Эванс-Причард, Э.Орлова и др.). Социологические исследования исторической динамики культуры (Э.Дюркгейм, М.Вебер и др.). Психологические подходы к изучению истории культуры (З.Фрейд, К.Юнг, В.Выготский, А.Лурия и др.). Этнопсихологические исследования культуры (А.Кардинер, М.Мид, Р.Бенедикт и др.). Структурализм и постструктурализм о культурной динамике (К.Леви-Стросс, Р.Барт, М. Фуко, Ж.Лакан). Постмодернизм как интеллектуальная тенденция современной культурологии (Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ю.Кристева, Ж.Бодрийяр и др.).
 
 
Тема 8. Историческая динамика культуры в свете ее морфологии.

Неоднородность структуры культурного поля и динамики его изменчивости. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их жизнедеятельности как культурный процесс. Социальная и историческая динамика в культуре: соотнесенность масштабов. Проблемы прогресса, модернизации, традиции и новации в культуре. Историческое время в культуре. Условность существующих морфологических схем культуры и ее структурных членений. Основания для структурирования культуры по предмету деятельности на материальную (преобразующую материальное вещество природы в полезный для человека материальный результат) и духовную (преобразующую поступающую человеку информацию в полезные для него тексты); особенности ее исторического развития в выделенных сферах. Основания для структурирования культуры по продукту деятельности на опредмечивающую (создающую искусственную материально-пространственную среду обитания людей, технический инструментарий деятельности и материальные предметы утилитарного потребления), социализирующую (формирующую и воспроизводящую социальные структуры, формы социальных взаимодействий и человеческую личность как социального субъекта этих взаимодействий) и текстуализирущую (создающую вербальные и невербальные тексты интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций явлений воспринимаемого человеком мира). Какие динамические процессы в культуре удобнее изучать при таком ее членении? Основания для структурирования культуры по типу организации деятельности на обыденную и специализированную. Повседневность как культурный феномен; его связь с категориями “образ жизни” и “картина мира”. Динамика повседневной (обыденной) культуры в разные исторические периоды. Специализированные области культуры, сгруппированные по социальным целям деятельности, с точки зрения их динамики на разных исторических этапах: культура социальной организации и регуляции; культура социально значимого познания и аккумуляции социального опыта; культура социальной коммуникации и трансляции социального опыта; культура физического воспроизводства и реабилитации человека.
 
 
Тема 9. Историческая динамика культуры в свете ее типологии.

Что такое типология культуры в отличие от ее морфологии? Познавательные цели типологизации культурных явлений по историческим, территориальным, функциональным и иным признакам.

Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим (построенным на выделении способов материального производства как определяющих механизмов социокультурной организации), технологическим (построенным на выделении технологий материального и социального производства и организации в качестве основных культурообразующих факторов), археологическим (построенным на археологической классификации культур по типам жизнеобеспечивающих индустрий), коммуникативным (построенным на выделении преобладающих технологий фиксации и передачи информации, межпоколенной трансляции социокультурного опыта), культурно-стилевым (связанным с условными обозначениями историко-культурных эпох по чертам доминировавших в это время художественных стилей), общеисторическим (обозначаемым по сложившейся в научной традиции названиям эпох, выделяемым в разных случаях по различным сущностным или формально-стилевым признакам).

Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам – культуры этнолингвистических семей и групп, многонациональных государств (универсальных империй), мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-исторических областей (цивилизаций), изолированных географических регионов.

Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функциоальным и идеологическим основаниям: социально-сословным – культуры социальных классов, сословий, статусных групп, каст и пр., ценностно-групповым – культуры специфических социальных слоев (городская и сельская, гендерная и молодежная, элитарная и массовая, маргинальная и криминальная и т.п.), специализированно-функциональным – “профессиональные” культуры групп специалистов: священнослоужителей, деятелей искусства, военнослужащих, “воровская” и т.п., конфессиональным – общности культурных черт у сообществ, объединенных единством вероисповедания, светским идеологическим – общности культурных черт у социальных групп, объединенных единством мировоззрения, идейных и эстетических течений: культуры консервативная и революционная, либеральная и социал-демократическая, авангардистская и постмодернистская, розенкрейцерская и масонская и т.п.
 
 
Тема 10 Происхождение культуры.

Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами (саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий в интересах, ценностях, интерпретациях и пр.). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.

Происхождение культурных форм. Культурная форма как технология удовлетворения каких-либо интересов и потребностей людей. Культурная форма и культурный смысл; особенности порождения утилитарных и идеальных (символических, понятийных, ценностных) форм культуры. Механизм генезиса новых культурных форм. Социальный заказ и этапы порождения культурных новаций. Трансформация формы в норму и ее императивное и интерпретативное существование в культуре. Человеческая индивидуальность как основной источник культурных интерпретаций. Культурная традиция, ее сущность и функции в системе социального воспроизводства человека и общества. Культурная форма и артефакт как частный случай ее воплощения в практике. Феномены “произведения” и “памятника” и их бытие в культуре. Историческая динамика генезиса культурных форм.

Происхождение культурных систем. Культурная система, ее основные признаки и типы (социальный и территориальный). Причины и этапы порождения социокультурных систем, формирующихся по функционально-деятельностному принципу и близости социальных ценностей: профессиональных, сословных, конфессиональных и пр. Специфика порождения культурных систем, формирующихся по территориально-соседскому принципу (культурных конфигураций): родоплеменных, поселенческих, этнических, национальных, государственных и др. Транслокальные культурные образования: цивилизации, хозяйственно-культурные зоны и пр.; причины и этапы их порождения.

Происхождение культуры как исторического феномена. Причины и этапы порождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Является ли культура какой-то новой формой разумной жизни? Социальное поведение животного и человеческая культура: сходства и различия. Становление культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей. Основания для исторической типологии культур. 
 
 
Тема 11. Историческая типология культуры, построенная на основаниях эволюций технологий материального, интеллектуального и социального производства.

Происхождение и основные признаки общинной культуры сельских производителей. Формирование древнейших культур с присваивающими и архаическими производящими технологиями. Генетико-родовой принцип их экзистенциальных ориентаций, адаптация к природным условиям существования. Род как тип социальной организации и регуляции. Обычай и ритуал как основные технологии социального воспроизводства общины. Зарождение духовно-интеллектуальных и художественных форм отражения природного и социокультурного бытия людей. Трансформация раннепервобытного (родового) типа в позднепервобытный (территориально-племенной, варварский) тип социокультурной организации. Историческая судьба этого типа культуры. Крестьянская культура как хранитель социального опыта и традиций поздне-первобытной эпохи.

Проихождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с доиндустриальными технологиями материального и социального производства. Процессы социальной стратификации общества и его культуры. Происхождение городов и культуры городского типа. Возникновение письменности, “систематических” религий и политических (государственных) форм социального бытия. Историко-идеологическая направленность экзистенциальных ориентаций обществ этого типа, адаптация к историческим условиям существования. Становление механизмов социальной регуляции с помощью сакрально санкционированного насилия. Рабовладение, феодализм и другие формы внеэкономического принуждения людей к труду. Экстенсивный характер технологий жизнедеятельности и социального воспроизводства, сословный тип социальной организации. Формирование сословных субкультур: аристократической, торгово-ремесленной, клерикальной, угнетенных сословий. Культурные черты сословного типа как наследие доиндустриальной эпохи и как “традиционалистская” основа обыденной социальной культуры современного городского населения развитых стран.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с индустриальными технологиями материального и социального производства. Причины и динамика перехода сообществ к интенсивным технологиям производства и социальных взаимодействий. Формирование культуры национального типа с унифицированными социокультурными стандартами и стремлением к конвенциональным формам социальной регуляции жизни сообществ. Экономико-социальная направленность экзистенциональных ориентаций. Адаптация к продуктам и результатам собственной жизнедеятельности, формирующим и заполняющим среду обитания людей. Национальная культура как тип обыденной культуры и как основа специализированных культурных областей современной жизни.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с постиндустриальными технологиями материального и социального производства. Формирование нового социокультурного пространства, основанного на информационных технологиях и гарантированном производстве социальных благ. Возрастание уровня специализированности форм социальной жизни и деятельности. Проблема культурной компетентности личности в условиях нарастающей плюральности и мультикультурности социальной среды. Поиск новых инструментов социальной регуляции. Проблемы психологической адаптации человека в избыточной информационной среде. Феномен массовой культуры и его транснациональный характер.
 


Вопросы к экзамену кандидатского минимума по исторической культурологии:
 
1. Культура как основное содержание общественной истории. Сущность культуры.
2. Философские и научные основания изучения истории культуры.
3. Историческая культурология среди смежных наук.
4. Основные объекты историко-культурологического исследования: сопоставительный анализ.
5. Предмет исторической культурологии.
6. Основные исторические методологии исследований истории культуры.
7. Основные филологические методологии исследования истории культуры.
8. Основные философские методологии исследований истории культуры.
9. Европейские исторические и археологические исследования культуры, основанные на “классическом подходе” (до школы “Анналов”).
10. Американская и советская школы историко-психологических исследований культуры.
11. “Новая культурная история” французской школа “Анналов” и ее российские последователи
12. Историко-культурные документальные, археологические и искусствоведческие исследования в дореволюционной России и в советское время.
13. Русская филологическая школа фольклорно-мифологических исследований и ее культурно-исторические реконструкции.
14. История культуры в трудах философов и культурологов символистской ориентации.
15. История культуры в трудах отечественных востоковедов.
16. Исследования истории культуры в Московско-тартуской семиотической школе.
17. Эволюционизм как методология изучения истории культуры и общества, его основные идеи и “классики” второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
18. Ответвления эволюционизма – диффузионизм и исторический материализм (как объяснительные модели социокультурной истории): сопоставительный анализ.
19. Неоэволюционизм ХХ века, его направления, корифеи и идеи.
20. История культуры во взглядах отечественных этнографов.
21. Циклические и волновые модели культурной динамики. Становление и современное состояние теории цивилизаций.
22. Социологические и структурно-функциональные подходы к истории культуры.
23. Структуралистские и постмодернистские взгляды на историю культуры.
24. Основные методы сбора и анализа информации при историко-культурологическом исследовании.
25. Морфологическое моделирование культуры по предмету и продукту деятельности как метод исследования ее исторической динамики
26. Структурное моделирование культуры по формам организации и социальным целям деятельности. Эвристические возможности исследования истории культуры подобным способом.
27. Изучение истории культуры методом ее типологического моделирования. Культурные типы и их соотнесенность с исторической реальностью?
28. Историко-технологические типы культуры как модели ее исторической динамики.
29. Локальные и транслокальные типы культуры и методы их исследования.
30. Социально-функциональные типы культуры и их использование для исследований истории культуры. 
 

                         
Рекомендуемая литература:       
                  
а) справочная литература
Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
Краткий словарь по социологии. М., 1989.
Культурология. ХХ век. Словарь (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1997.
Культурология ХХ века. Словарь (под ред. А.А.Радугина). М., 1997.
Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Энциклопедический социологический словарь. М.. 1996.
 
б) учебные пособия и хрестоматии
Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
Введение в культурологию (под ред. Е.В.Попова). М., 1995.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1995 (в 2-х тт.), 1996 (в 1 томе).
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997.
Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995.
Культурология (под ред. Г.В.Драча). Ростов-на-Дону, 1995.
Культурология (под ред. А.А.Радугина). М., 1996.
Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
Морфология культуры: структура и динамика (под ред. Э.А.Орловой). М., 1994.
Немировская Л.З. Культурология. М., 1997.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Очерки истории культуры (под ред. Т.Ф.Кузнецовой). М., 1997.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996
Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1997.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.
Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия (сост. Б.С.Ерасов). М., 1998.
Философия истории. Антология (под ред. Ю.А.Кимелева). М., 1995.
Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.
 
в) дополнительная литература
Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. М., 1997
Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997.
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993; 2 изд. М., 1999.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: “евразийский соблазн”. М., 1997.
Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа “Анналов”. М.,1993.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1995.
Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.
Зиммель Г. Избранное. М., 1996. Т.1. Философия культуры. Т.2. Созерцание жизни.
История ментальностей. Историческая антропология. М.,1996.
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. М., 1981.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
Кульпин Э.С., Пантин В.И. Решающий опыт. Генезис кризисов природы и общества в России. М., 1993.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1995.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Таллин, 1992.
Максаковский В.П. Историческая география мира. М., 1997.
Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Межуев В.М. Культура и история. М., 1978.
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.
Мыльников И.С. Основы исторической типологии культуры. Л., 1979.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика общественного прогресса. М., 1995.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1997.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.
Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 3-4. М., 1995; Вып. 5-6. М., 1996; Вып. 7. М., 1998.
Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.М., 1995.
Романов В.Н. История развития культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. М., 1997.
Сильвестров В.В. Философские обоснования теории и истории культуры. М., 1990.
Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М., 1992.
Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. М., 1993.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Тоффлер Э. Футурошок. М., 1997.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994.
Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.
Фрейд З. Психоанализ, религия культура. М., 1992.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
Цивилизации. Вып. 1-4. М., 1992-1997.
Черняк Е.Б. Цивилизациография. Наука о цивилизации. М., 1996.
Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1991, Т.2. М., 1998.
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
 
Copyright www.hischool.ru © 2008-2010
Адрес: 129110, Москва, пр. Мира, д. 53, кв. 16
Высшая Школа Культурологии, Россия, Все права защищены.
Уважаемые выпускники! На сайте размещен ОБРАЗЕЦ дипломной работы. Окрыть...
 
В разделе "Научная школа Флиера в МосГУ" в подразделе "Публикации" появились новые статьи А.Я.Флиера: "Какой будет культура 21 века", "Будущее возврату не подлежит" и "Культура как оружие массового поражения". Перейти...
 

  
 
  
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 

 
Hosted by uCoz