Яндекс.Погода
 

 

Общая культурология

А. Флиер. Курс культурологии для аспирантов МГУКИ.
 

Тема 1. Культура как предмет познания. Что такое культурология? Цели культурологии (4 ч.).
 
Что такое культура и сколько значений у этого слова? Есть ли культура у животных? Куль­тура как человеческий способ организации жизни. Основные функции культуры. Зачем нам нужно изучать культуру и каково применение этого знания? Предметно-проблемное поле исследований культуры. Какими способами можно изучать культуру? Философия культуры, ее основные цели и способы познания культуры. Гуманитарное культуроведение, его цели, направления и методы изу­чения культуры. Социальная культурология, ее специфика и познавательные возможности.
 
Культурология как наука, порожденная формированием мультикультурного мира и сложе­нием новых форм социокультурной компетенции, постклассической парадигмой познания и объяс­нения социокультурных феноменов; как интеллектуальная тенденция, порожденная поис­ком немарксистской модели объяснения социально-исторических событий жизни общества и че­ловека на стыке антропологии и семиотики; как область образования, порожденная необходимо­стью заполнения вакуума деидеологизированного обществознания. Запросы на культурологию со стороны общества, государства и науки.
 
 
Тема 2. Становление культурологии как науки. Структура культурологического знания (4 ч.).
 
История формирования культурологического знания в XIX-XX вв., его исторические и науч­ные основания. Два пути познания культуры: посредством изучения организации социальной жиз­недеятельности людей и посредством анализа языков их социальной коммуникации. Соотнесен­ность культурологии с философией, историей, социологией, этнографией, психологией, искусство­ве­де­нием и другими социальными и гуманитарными науками. Основные предметные на­правления культурологии. Социальная и культурная антропология. Историческая культурология и гуманитарная история культуры. Социология и этнология культуры. Психологическая антрополо­гия. Семио­ти­ка и культурная семантика. Искусствоведческие и филологические направления в культуроведении. Прикладная культурология и памятникоохранная деятельность.
 
 
Тема 3. Методологии культурологии (8 ч.).
 
Социально-научный подход к изучению культуры и его основные методологии. Классический эволюционизм и его марксистская интерпретация, диффузионизм, неоэволюционизм. Цикличе­ские (цивилизационные теории культуры). Структурный функционализм. Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм.
 
 
Тема 4. Функции культуры (4 ч.).
 
Классификация определений культуры по ее социальным функциям:

а) продукты дея­тель­ности: искусственный мир (вторая природа, искусственная среда, предметы, знания), мир символических смыслов (обозначений и текстов, ценностей и идеалов, продуктов духовного твор­чества), мир норм и правил (социальных конвенций) коллективнго и личностного бытия, кате­гория высших образцов (произведений) в любой деятельности;

б) технологии и свойства дея­тельности: система витальной, социальной и психологической адаптации, социально-организу­ющая и регулирующая система, познавательная деятельность, духовно-творческая деятель­ность (по производству культурных текстов);

в) средства социального воспроизвод­ства об­щества и личности: система социальной коммуникации, система накопления и трансляции социального опыта, система социализации и инкультурации личности, качест­венный уровень развития самого человека.
 
 
Тема 5. Морфология культуры (4 ч.).
 
Разные варианты структурирования культуры. Культура материальная и духовная, воспро­изводящая и развивающая. Обыденная и специализированные области культуры. Культура форм социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая. Культура познания: религиоз­ная, философская, научная и художественная. Культура трансляции социального опыта: традиции, воспитание, образование, СМИ, культурные институты. Культура биологического и пси­хологичес­кого воспроизводства и реабилитации человека: физическая, сексуальная и медицин­ская куль­туры, досуг. 
 
 
Тема 6. Порождение и социальная динамика культурных явлений (4 ч.). 
 
Типология культурных объектов: культурные черты и формы, тексты и языки, системы и ти­пы. Понятие культурной формы и артефакта. Адаптивный и творческий механизмы порождения ин­­но­ваций. Культурная форма и норма. Произведение как культурная форма. Социальное функ­ционирование и изменчивость культурных форм. Проблема понимания и интерпретации культур­ных явлений. Памятники культуры и феномен культурного наследия. Культурные системы, их основные типы. Порождение и изменчивость социокультурных и этнокультурных систем.
 
 
Тема 7. Общие основания типология культуры (4 ч. ).

Типология культуры как учение о ее распределении во вре­мени и пространстве, а также в социально-функциональном поле человеческой деятельности. Культурные типы: исторические, территориальные, функционально-деятельностные и др. совокуп­ности наблюдаемых черт культуры, выделяемые исследователями по разным основаниям с целью их изучения.

Основания для построения различных типологий культуры. Локальные и транслокальные культурные образования.

Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим, технологическим, археологическим, коммуникативным, культурно-стилевым, общеисторическим.

Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам - культуры этнолингвистических семей и групп, многонациональных государств, мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-истори­ческих об­ла­стей (цивилизаций), изолированных географических регионов.

Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функцио­нальным и идеологиче­ским основаниям: социально-сословным, ценностно-групповым, специализированно-функцио­нальным, светским идеологическим.
 
 
Тема 8. Социальная типология и стратификация культуры (4 ч.).

Многообразие оснований для социальной консолидации людей. Этническая культура,  объ­е­диняющая людей на мемориальных основаниях, общем происхождении и истории. Социально-сословная (классовая) культура, консолидирующая людей на основании актуальных социально-экономических и политических интересов. Национальная культура, интегрирующая общество на прогностических основаниях, апеллирующая к единству целей его социального раз­вития.

История разделения труда и социальных функций между людьми. Культура сельских про­изводителей (крестьянская, народная) - культура непосредственного жизнеобеспечения общества и ее основные параметры. Культура городских производителей - культура инструментального обе­с­печения социальной жизни. История ее формирования (ремесленно-торговая, буржуазная, про­летарская субкультуры). Интеллигентская субкультура - культура высшего по квалификации слоя городских производителей, обслуживающая элиту. Элитарная культура - культура под­держания и воспроизводства актуального социального порядка. Ее составляющие - военно-по­литическая, клерикальная, аристократическая субкультуры и их особенности. Антисоциальная культура - культура нарушителей социального порядка. Ее составляющие - люмпенская, кри­минальная, маргинальная, революционная и т.п. субкультуры. Массовая культура - культура современного уровня социальной стандартизации. Привязанность каждой из этих культур к опре­деленному технологическому периоду общественного развития.
 
 
Тема 9. Культура как систематизированный социальный опыт. Трансляция социального опыта. Социальное воспроизводство личности и общества (4 ч.).

Институты познания и аккумуляции знаний: наука - эмпирико-рациональные формы по­знания, религия - интуитивные формы  миропонимания, философия - формально-логические фор­мы построения знания, искусство - эмоционально-образные формы мироощущения. Неинституциональные формы накопления социального опыта: традиции, обычаи, нравы, мен­тальность.

Человеческая личность как продукт, потребитель и производитель культуры. Понятия соци­альной адекватности и культурной компетентности индивида. Механизмы индивидуализации и личностной интерпретации культурных образцов. Социализация и ее основные средства – воспи­та­ние, инициация, обряды и ритуалы. Инкультурация и ее средства (институты просвеще­ния) – на­чальное образование, библиотеки, музеи. Институционализация личности - общее и специаль­ное образование, введение индивида в систему функциональных социальных ролей и разделения социальных функций. Социальное воспоизводство общества посредством социаль­ного воспро­извод­ства его составляющих - культурно адекватных личностей, легитимных социальных групп и социальных порядков.
 
 
Тема 10. Историческое происхождение культуры (4 ч.).

Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами (саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий в интересах, ценностях, интерпретациях и пр.). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.

Причины и этапы порождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Является ли культура какой-то новой формой разумной жизни? Социальное поведение животного и человеческая культура: сходства и различия. Становление культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей. Основания для исторической типологии культур.
 
 
Тема 11. Историческая динамика в свете ее социальных функций (4 ч.).
 
Неоднородность структуры культурного поля и динамики его изменчивости. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их жизнедеятельности как культурный процесс. Социальная и историческая динамика в культуре: соотнесенность масштабов. Проблемы прогресса, модернизации, традиции и новации в культуре. Историческое время в культуре.

Историческая динамика оснований, способов и форм социальной консолидации и организации людей в их коллективной жизнедеятельности (кровнородственных, половозрастных, языковых, этнических, политических, конфессиональных, социально-функциональных и др.). Историческая эволюция и социальное многообразие образов жизни как форм практического жизнеустроения людей и адаптации человеческих групп к различным природным и историческим условиям их жизни.

Историческая динамика способов познания, накопления и систематизации информации о человеке и мире (синкретических, мифологических, иррационально-религиозных, рационально-научных, логико-философских, художественно-образных и т.п.). Историческая эволюция картин мира как совокупностей форм и смыслов мироощущения людей разных сообществ и образов их самоидентификации в окружающем мире. Развитие способов рефлексии и систематизации знаний (эпистем).

Историческая динамика способов накопления и селекции социального опыта коллективной жизни людей: конвенциональных (мораль и нравственность, социальные правила и нормы, обычаи, ценностные ориентации, этикет и др.) и институциональных (религиозные установления, политические законы, организационные и должностные уставы, статусные иерархии и т.п.).

Историческая динамика способов и форм социальной коммуникации (обмена знаниями и опытом) между людьми: вербальных (устная речь и письменность), образных (с помощью символических или реалистических изображений целостных понятий или явлений), транслируемых на языках символического поведения (обрядов, ритуалов и иных церемониальных и смыслообозначающих поступков), передаваемых семантическими свойствами любых продуктов человеческой деятельности (идентифицирующими, атрибутирующими, стилевыми и др.), в сообщениях средств массовой информации и иных “культурных текстах”.

Историческая динамика способов и форм социальной регуляции (практического использования знаний и социального опыта в интересах организации деятельности): обычаи, власть, насилие, экономический интерес, стандарты норм поведения, каноны образов сознания и мировоззрения, образы социальной идентичности и престижности, идеология, конфронтационная солидарность, обыгрывание внутренних социальных противоречий, социальные конвенции и т.п.

Историческая динамика способов и форм социального воспроизводства общества и личности: социализация и инкультурация, воспитание и образование, национальные и социальные традиции, общественные идеалы, социокультурная политика, деятельность культурных институтов просвещения  (издательской сферы, библиотек, музеев, структур по распространению художественной культуры, организации досуга и пр.).
 
 
Тема 12. Историческая динамика культуры в свете ее морфологии (4 ч.).
 
Морфология культуры как учение о ее структуре и организации. Условность существующих морфологических схем культуры и ее структурных членений.
 
Основания для структурирования культуры по предмету деятельности на материальную (преобразующую материальное вещество природы в полезные для человека вещи) и духовную (преобразующую поступающую человеку информацию в полезные для него тексты); особенности исторического развития культуры в выделенных сферах. Основания для структурирования культуры по продукту деятельности на опредмечивающую (создающую искусственную материально-пространственную среду обитания людей, технический инструментарий деятельности и материальные предметы утилитарного потребления), социализирующую (формирующую и воспроизводящую социальные структуры, формы социальных взаимодействий и человеческую личность как субъекта этих взаимодействий) и текстуализирущую (создающую вербальные и невербальные тексты интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций явлений воспринимаемого человеком мира). Какие динамические процессы в культуре удобнее изучать при таком ее членении? Основания для структурирования культуры по типу организации деятельности на обыденную и специализированную. Повседневность как культурный феномен; его связь с категориями “образ жизни” и “картина мира”. Динамика повседневной (обыденной) культуры в разные исторические периоды. Специализированные области культуры, сгруппированные по социальным целям деятельности с точки зрения их динамики на разных исторических этапах: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая); культура социально значимых форм познания и аккумуляции социального опыта (религиозная, философская, научная, художественная); культура форм социальной коммуникации и трансляции социального опыта (язык, образование, обрядовая сфера, специальные культурные институты, средства массовой информации); культура физического воспроизводства и реабилитации человека (сексуальная, медицинская, спортивная, досуговая).
 
 
Тема 13. Историческая динамика культуры в свете ее типологии (4 ч.).

Типология культуры как учение о ее распределении во времени и пространстве, а также в социально-функциональном поле человеческой деятельности. Культурные типы: исторические, территориальные, функционально-деятельностные и др. совокупности наблюдаемых черт культуры, выделяемые исследователями по разным основаниям с целью их изучения.

Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим (построенным на выделении способов материального производства как определяющих механизмов социокультурной организации), технологическим (построенным на выделении технологий материальной и социальной деятельности и организации в качестве основных культурообразующих факторов), археологическим (построенным на археологической классификации культур по типам жизнеобеспечивающих индустрий), коммуникативным (построенным на выделении преобладающих технологий фиксации передачи информации, межпоколенной трансляции социального опыта), культурно-стилевым (связанным с условными обозначениями исторических эпох по чертам доминировавших в это время художественных стилей), общеисторическим (обозначаемым по сложившейся в научной традиции названиям эпох, выделяемым в разных случаях по различным сущностным или формально-стилевым признакам – первобытность, Античность, Средневековье и т.п.).

Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам - культуры этнолингвистических семей и групп, многонациональных государств (универсальных империй), мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-исторических областей (цивилизаций), изолированных географических регионов.

Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функ­ци­о­наль­ным и идеологическим основаниям: социально-сословным - культуры социальных классов, сословий, статусных групп, каст и пр., ценностно-групповым - культуры специфических социальных слоев (городская и сельская, гендерная и молодежная, элитарная и массовая, маргинальная и криминальная и т.п.), специализированно-функциональным - “профессиональные” культуры групп специалистов (клерикальная, деятелей искусства, военнослужащих,  воров-карманников и т.п.), конфессиональным - общности культурных черт у сообществ, объединенных единством вероисповедания и церковной организации, светским идеологическим - общности культурных черт у определенных социальных групп, объединенных единством мировоззрения, идейных и эстетических течений (культуры консервативная и революционная, либеральная и тоталитарная, авангардистская и постмодернистская, розенкрейцерская и масонская и т.п.).
 
 
Тема 14. Историческая типология культуры, построенная на основаниях эволюции технологий социального бытия и производства (16 ч.).

Происхождение и основные признаки общинной культуры сельских производителей. Формирование древнейших культур с присваивающими и архаическими производящими технологиями. Генетико-родовой принцип их экзистенциальных ориентаций, адаптация к природным условиям существования. Род как тип социальной организации и регуляции. Обычай и ритуал как основные технологии социального воспроизводства общины. Зарождение духовно-интеллектуальных и художественных форм отражения природного и социокультурного бытия людей. Трансформация раннепервобытного (родового) типа в позднепервобытный (территориально-племенной, варварский) тип социокультурной организации. Историческая судьба этого типа культуры. Крестьянская культура как хранитель социального опыта и традиций позднепервобытной эпохи.

Проихождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с доиндустриальными технологиями материального и социального производства. Процессы социальной стратификации общества и его культуры. Происхождение городов и культуры городского типа. Возникновение письменности, “систематических” религий и политических (государственных) форм социального бытия. Историко-идеологическая направленность экзистенциальных ориентаций обществ этого типа, адаптация к историческим условиям существования. Становление механизмов социальной регуляции с помощью сакрально санкционированного насилия. Рабовладение, феодализм и другие формы внеэкономического принуждения людей к труду. Экстенсивный характер технологий жизнедеятельности и социального воспроизводства, сословный тип социальной организации. Формирование сословных субкультур: аристократической, торгово-ремесленной, клерикальной, угнетенных сословий. Культурные черты сословного типа как наследие доиндустриальной эпохи и как “традиционалистская” основа обыденной социальной культуры современного городского населения развитых стран.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с индустриальными технологиями материального и социального производства. Причины и динамика перехода сообществ к интенсивным технологиям производства и социальных взаимодействий. Формирование культуры национального типа с унифицированными социокультурными стандартами и стремлением к конвенциональным формам социальной регуляции жизни сообществ. Экономико-социальная направленность экзистенциональных ориентаций. Адаптация к продуктам и результатам собственной жизнедеятельности, формирующим и заполняющим среду обитания людей. Национальная культура как тип обыденной культуры и как основа специализированных культурных областей современной жизни.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с постиндустриальными технологиями материального и социального производства. Формирование нового социокультурного пространства, основанного на информационных технологиях и гарантированном производстве социальных благ. Возрастание уровня специализированности форм социальной жизни и деятельности. Проблема культурной компетентности личности в условиях нарастающей плюральности и мультикультурности социальной среды. Поиск новых инструментов социальной регуляции. Проблемы психологической адаптации человека в избыточной информационной среде. Феномен массовой культуры и его транснациональный характер.
 
Copyright www.hischool.ru © 2008-2010
Адрес: 129110, Москва, пр. Мира, д. 53, кв. 16
Высшая Школа Культурологии, Россия, Все права защищены.
Уважаемые выпускники! На сайте размещен ОБРАЗЕЦ дипломной работы. Окрыть...
 
В разделе "Научная школа Флиера в МосГУ" в подразделе "Публикации" появились новые статьи А.Я.Флиера: "Какой будет культура 21 века", "Будущее возврату не подлежит" и "Культура как оружие массового поражения". Перейти...
 

  
 
  
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 

 
Hosted by uCoz