Яндекс.Погода
 

 

Теория культуры

А. Флиер. Программа кандиданского минимума.
 
 
 
Тема 1. Социально-интегративная функция культуры.

Культура как нормативная основа коллективного существования и жизнедеятельности людей. Основные средства культуры, скрепляющие общество в единый организм: язык, традиция, социальная система. Тип культуры как тип социальной солидарности, объединяющий данное общество.

Понятие социальной жизни людей, стратифицированность и дифференцированность как ее основные характеристики. Обыденная сфера жизни и их культурные особенности: стихийность усвоения культурных норм в процессе общей социализации и инкультурации, устойчивость неформальной и неинституциализированной регуляции поведения  и аккультурации индивида и группы, доминирующая традиционность форм и содержаний обыденной жизни. Специализированная сфера жизни и ее культурные особенности: институционализированный характер овладения ею, высокий уровень специализации и социальных притязаний, специфика мировоззрения и ценностных ориентаций личности.
 
 
Тема 2. Нормативно-регулятивная форма культуры.

Социальная деятельность и ее культурные основания: ее приемлемость и ценность, допустимость ее последствий для общества. Традиционный и инновативный типы социальной деятельности. Сущность и культурные основания образа жизни людей: его культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты. Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социального бытия членов общества. Обряды и ритуалы, традиции и обычаи как наиболее древние механизмы социальной регуляции, не подверженные рефлексии образцы поведения.

Порождение культурных образцов, норм, традиций сознания и поведения. Культура как исторически складывающихся “социальная конвенция” коллективного сосуществования людей. Основные типы культурных норм и их историческая эволюция. Поведение и сознание – две основные формы практического проявления культуры. Культура как социальный опыт – сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Различие социального опыта разных обществ как источник культурного многообразия человечества.
 
 
Тема 3. Познавательная функция культуры.

Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как основной способ познания и усвоения этих знаний. Картина мира – предельно обобщенный свод знаний и представлений людей о сущности, формах, нормах и оценках бытия, сумма их исторического и актуального социального опыта. Научный вклад французской “школы анналов” и их последователей в изучение картины мира людей средневековья. Основные способы и институты собирания, аккумуляции, систематизации и рефлексии социально значимых знаний.

Наука как специфический способ познания мира, основанной на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Социокультурные предпосылки науки, Наука в разных социальных и культурных контекстах, в западных и восточных культурах. Художественная культура как специализированная совокупная сфера различных форм искусства. Социальные функции художественной культуры как инструмента познания и моделирования мира, а также транслятора социокультурного опыта и ценностей. Воздействие социально-исторических факторов на художественный процесс. Философия как предельно общий уровень систематизации и рефлексии социально значимых знаний. Природа философских проблем, структура философского знания, философия как мировоззрение и его основные типы. Философия и другие области культуры.

Знание как “культурный текст” и как информация; знание научное (измеряемое, проверяемое и доказуемое) и ненаучное (интуитивное, образное). Тексты вербальные и невербальные, проблема понимания и интерпретации “культурных текстов”; множественность вариантов интерпретации. Тексты (суждения) оценочного порядка. Конвенциональность любой истины, как принятой в данной момент интерпретации всякого знания. Проблема исторического знания, его достоверности и социальной актуальности. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.
 
 
Тема 4. Культура как система смыслов, значений и символов.
 
Культура как система символов (знаков) информационно-коммуникативного поля жизни людей. Соотнесенность познавательной и символизирующей (знаковой) деятельности. Культура как язык. Знак и смысл, взаимодействие которых лежит в основе культурного кода всякой культуры. Язык и мифология как древнейшие способы символизации мира. Образ (религиозный, художественный) как особый тип культурного кода и его знаковая специфика. Более поздние технологии фиксации символизированного мира: письменность, книгопечатание, технические способы записи, хранения и передачи информации. Культура как универсальная знаковая система. Функции символа в культуре. Проблема прочтения символического текста. Способы символизации мира в исторической ретроспективе, символизация в художественной и религиозной практике. Искусство и религия как особые способы социокультурной коммуникации, информирующие людей об эталонных образцах сознания и поведения. Средства массовой информации как новое средство социальной коммуникации и формирования символико-знаковой картины мира. Виртуальная реальность и ее культурные перспективы.
 
 
Тема 5. Морфология культуры.
 
Морфология культуры как учение о ее структуре и организации. Условность существующих морфологических схем культуры и ее структурных членений. Основания для структурирования культуры по предмету деятельности на материальную (преобразующую материальное вещество природы в полезные для человека вещи) и духовную (преобразующую поступающую человеку информацию в полезные для него тексты); особенности исторического развития культуры в выделенных сферах. Основания для структурирования культуры по продукту деятельности на опредмечивающую (создающую искусственную материально-пространственную среду обитания людей, технический инструментарий деятельности и материальные предметы утилитарного потребления), социализирующую (формирующую и воспроизводящую социальные структуры, формы социальных взаимодействий и человеческую личность как субъекта этих взаимодействий) и текстуализирущую (создающую вербальные и невербальные тексты интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций явлений воспринимаемого человеком мира). Основания для структурирования культуры по типу организации деятельности на обыденную и специализированную. Повседневность как культурный феномен; его связь с категориями “образ жизни” и “картина мира”. Динамика повседневной (обыденной) культуры в разные исторические периоды. Специализированные области культуры, сгруппированные по социальным целям деятельности и их обыденные эквиваленты. Глобальная направленность развития человечества по пути все большей специализации отраслей и форм деятельности. Культура форм социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая, военная). Культура средств познания, интеллектуальной рефлексии и аккумуляции социального опыта (религиозная, философская, научная и художественная). Культура форм коммуникации и трансляции социального опыта (язык, традиции, воспитание, образование, обрядовая сфера, СМИ, специализированные культурные институты). Культура физического воспроизводства и реабилитации человека (физическая, сексуальная, медицинская, спортивная, досуговая).
 
 
Тема 6. Социальная типология культуры.

Типология культуры как учение о ее распределении во времени и пространстве, а также в социально-функциональном поле человеческой деятельности. Культурные типы: исторические, территориальные, функционально-деятельностные и др. совокупности наблюдаемых черт культуры, выделяемые исследователями по разным основаниям с целью их изучения. Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим (построенным на выделении способов материального производства как определяющих механизмов социокультурной организации), технологическим (построенным на выделении технологий материальной и социальной деятельности и организации в качестве основных культурообразующих факторов), археологическим (построенным на археологической классификации культур по типам жизнеобеспечивающих индустрий), коммуникативным (построенным на выделении преобладающих технологий фиксации и передачи информации, межпоколенной трансляции социального опыта), культурно-стилевым (связанным с условными обозначениями исторических эпох по чертам доминировавших в это время художественных стилей), общеисторическим (обозначаемым по сложившейся в научной традиции названиям эпох, выделяемым в разных случаях по различным сущностным или формально-стилевым признакам – первобытность, Античность, Средневековье и т.п.). Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам – культуры этнолингвистических семей, многонациональных государств (универсальных империй), мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-исторических областей (цивилизаций), изолированных географических регионов. Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим основаниям: социально-сословным – культуры социальных классов, сословий, статусных групп, каст и пр., ценностно-групповым – субкультуры специфических социальных слоев (городская и сельская, гендерная и молодежная, элитарная и массовая, маргинальная и криминальная и т.п.), специализированно-функциональным – “профессиональные” культуры категорий специалистов (инженеров, деятелей искусства, военнослужащих,  проституток и т.п.), конфессиональным - общности культурных черт у групп, объединенных единством вероисповедания и церковной организации, светским идеологическим – общности культурных черт у определенных социальных групп, объединенных единством мировоззрения, идейных и эстетических течений (культуры консервативная и революционная, либеральная и тоталитарная, авангардистская и постмодернистская, розенкрейцерская и масонская и т.п.).

Традиционное для историков деление культур на западные и восточные. Разные типы соотнесенности личности и общества в этих культурах. Россия как промежуточный (синкретический) тип в подобном членении. Исторически обретенная специфика русской культуры.
 
 
Тема 7. Культура и личность. Процессы социализации и инкультурации индивида.
 
Рассмотрение личности в философской антропологии, культурологии (психологическая антропология), социальной и этнической психологии, социологии культуры. Детерминация личности социокультурной системой; человеческая личность как “продукт”, “исполнитель” и “творец” культуры, ее форм и образцов. Личность в истории культуры. Проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе. Конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур. Проблема индивидуального “переживания” культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов) ее индивидуальными исполнителями. Конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.

Социализация и инкультурация как процессы вхождения индивида в общество и его культуру. Социализация – освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей. Инкультурация – освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации культурных образцов и т.п. Инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство “человека культурного”, но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре. Концепция М.Херасковица и ее эвристическая ценность. Основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности. Специфика процессов социализации и инкультурации в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.
 
 
Тема 8. Основные способы и институты трансляции социального опыта в культуре. Социально-историческое воспроизводство общества.

Основное содержание культуры всякого общества – совокупный социальный опыт совместного проживания и адаптации людей в конкретных природных и исторических условиях. Формы его проявления: продукты и результаты любой целеориентированной деятельности, нормы взаимоотношений между людьми, социально-политическая и экономическая организация, религия, образование, все виды творческой активности и т.п. Особые формы накопления опыта: традиции, нравы, обычаи, язык, система культурных кодов и образов, ценностные ориентации и т.п., но более всего – корпус исторически сложившихся “культурных текстов”, специально аккумулирующих и систематизирующих знания и опыт. Основная функция накопления этой информации – трансляция следующим поколениям социального опыта консолидации, совместного проживания, выживания и развития данного общества, т.е. социальное и культурное воспроизводство этого общества как устойчивой социокультурной целостности, системы принятых в нем порядков и норм, его культурной специфики. Главные институты подобной трансляции: традиции (транслирующие наиболее древние и устойчивые образцы преимущественно символического поведения людей), воспитание (транслирующее основную массу норм межличностного бытового общения, основы языка и главные культурные коды и нормы, необходимые для практического социального выживания), образование – общее и специальное – (транслирующее комплекс минимальной общенаучной и общегуманитарной эрудиции и глубокие специальные знания в какой-то выделенной области), просвещение (демонстрирующее эталонные образцы гуманитарной культурной эрудиции личности) и др.

Сущность проблемы социально-исторического воспроизводства общества как целостного социального организма с присущей ему культурной спецификой. Культурная специфика как продукт истории данного общества и накопления его социального опыта. Социальное воспроизводство общества, возможное только посредством соответствующего воспитания его субъектов (социализации и инкультурации). Особенность культуры, генетически не переходящей ребенку от родителей, но транслируемой только методом воспитания, обучения и т.п. Трансляция черт: лингвистических, этнических, социально-сословных, религиозных. При невозможности полномасштабной трансляции социальной специфики данной культуры, наступает процесс культурной ассимиляции людей во внешнем социальном окружении (другом народе).
 
 
Тема 9. Происхождение и  динамика культуры.
 
Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами (саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса. Причины и этапы зарождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Культура как новая форма разумной жизни. Социальное поведение животного и человеческая культура: сходства и различия. Этологические концепции культурогенеза как усложненной формы поведения. Культура как результат качественного развития человеческого мозга, становления разума, абстрактного мышления и т.п. Формирование культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей.

Изменчивость культуры как ее имманентное свойство. Консервативная и модернизационная тенденции культурного развития. Основные типы временной изменчивости культуры. Адаптация культурных систем к внешним природным и историческим условиям. Созревание и разрешение внутренних социальных противоречий в культурных системах. Изменчивость путем порождения инноваций и методом трансформации имеющихся форм. Проблема усвоения инновации, ее стандартизации, превращения в тривиальную норму культуры. Феномен модернизации культуры и перемены общего типа социального устроения общества. Изменчивость по типу вариаций традиционных форм и интерпретации образных и интеллектуальных объектов культуры. Борьба природного и культурного начал, социального долга и личного интереса в человеке как одна из причин изменчивости в культуре. Расширение масштабов человеческой деятельности, ускорение динамики научно-технического развития и связанных с ним изменений в формах и содержании жизни, усложнение структуры искусственной среды и превращение ее в самовоспроизводящуюся систему. Адаптация человека к результатам собственной социальной практики.
 
Оппозиция культурной динамики и устойчивости. Понятие традиции, социологический и аксиологический аспекты ее исследования. Традиция как трансляция стереотипно организованного опыта. Единство наследования и изменения культурного опыта. Изменение в исторической преемственности – проблема “выбора исторического прошлого”. Роль традиции в сохранении и упрочивании социальной целостности. Этническая, политическая, конфессиональная традиционность. Стереотипизация опыта и уплотнение “социальных” связей. Культурная вариативность, интерпретация, творчество – индивидуализированное культурное пространство, относительно освобожденное от принудительной регламентации. Культурная традиция и инновация как баланс центробежных и центростремительных сил в культурной динамике.
 
 
Тема 10. Типология культур. Культура и цивилизация.
 
 Социальная и историческая типология культуры, понятие “типа культуры”. Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим, технологическим, коммуникативным, культурно-стилевым, общеисторическим, археологическим. Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам. Хозяйственно-культурные типы и культурно-этнографические общности. Культура и цивилизация. Многозначность понятия “цивилизация”. Европейский подход к этому понятию: технический прогресс, гуманизм мировоззрения, гражданское общество, организованное на высоком уровне политической и нравственной культуры, и т.п. Противоречия между духовно-нравственным вектором культуры и техногенно-цивилизационным. Историческая динамика цивилизаций. Полиэтничные цивилизации Запада и Востока. Современные цивилизационные процессы в мире.
 

 
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по теории культуры:
 
1. Целеполагающая деятельность и социальность человека.
2. Устойчивое и изменчивое в культуре.
3. Культурные основания социальной деятельности.
4. Феномен образа жизни и его социальная стратифицированность.
5. Специализированный и обыденный уровни культуры.
6. Социально-интегративная функция культуры.
7. Нормативно-регулятивная функция культуры.
8. Познавательная функция культуры.
9. Коммуникативная функция культуры.
10. Накопление и трансляция социокультурного опыта.
11. Культура как система смыслов, значений и символов.
12. Роль символа в культуре.
13. Нормы и ценности в системе культурной регуляции.
14. Знания как основа культуры.
15. Значение предметного мира и смыслы человеческого бытия.
16. Основные типы динамики культуры.
17. Основные характеристики морфологии культуры.
18. Человек - творец и творение культуры.
19. Механизмы социализации и инкультурации личности.
20. Основные характеристики культурной компетентности личности.
21. Культура как средство взаимопонимания и контакта между людьми.
22. Основные этапы происхождения культуры.
23. Различие социального опыта как источник культурного многообразия человечества.
24. Проблема индивидуальности в культуре.
25. Традиция и новация в культуре.
26. Модернизация как культурный процесс.
27. Процессы освоения культуры личностью.
28. Культура повседневности и специализированные культуры.
29. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
30. Основания исторической и социальной типологии культуры.
 

Рекомендуемая литература:


СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
Краткий словарь по социологии. М., 1989.
Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.
Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х тт. СПб., 1998, 1999.
Культурология ХХ века. Словарь (под ред. А.А.Радугина). М., 1997.
Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991, 1998.
Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
Эстетика. Словарь. М., 1989.
Этика. Словарь. М., 1989.
 
 
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994.
Ионин Л.Г.Социология культуры. М., 1996.
Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996.
Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.
Морфология  культуры: структура и динамика. Под ред. Э.А.Орловой. М., 1994.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.
                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Антология исследований культуры. Том 1. СПб., 1997.
Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труды. Метод социологии. М., 1991.
Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. Спб., 1994.
Культура: теории и проблемы. Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М.,1995.
Культурология ХХ вв. Антология. М., 1995.
Культурология ХХ век. Дайджест. IV. М., 1997.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.
Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии, 1983, № 2.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Неокантианская традиция в философской культуре // Культурология ХХ вв. Антология. М.,1994.
Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М., 1996.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
Пилипенко А.А., Яковенко И.Г.  Культура как система. М., 1997.
Работы Л. Уайта по культурологии: Сб. переводов. М., ИНИОН, 1996.
Сильвестров В.В. Философские обоснования теории и истории культуры. М., 1990.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.
Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.
Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.
Фрейд З. Психоанализ, религия культура. М.,1992.
Элиот Т. К определению понятия культуры. М - L., 1968.
 
Copyright www.hischool.ru © 2008-2010
Адрес: 129110, Москва, пр. Мира, д. 53, кв. 16
Высшая Школа Культурологии, Россия, Все права защищены.
Уважаемые выпускники! На сайте размещен ОБРАЗЕЦ дипломной работы. Окрыть...
 
В разделе "Научная школа Флиера в МосГУ" в подразделе "Публикации" появились новые статьи А.Я.Флиера: "Какой будет культура 21 века", "Будущее возврату не подлежит" и "Культура как оружие массового поражения". Перейти...
 

  
 
  
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 

 
Hosted by uCoz