Яндекс.Погода
 

 

Теория и история культуры

А. Флиер. Теория и история культуры.

Программа экзамена кандидатского минимума.


Тема 1. Социально-интегративная функция культуры.

Культура как нормативная основа коллективного существования и жизнедеятельности людей. Основные средства культуры, скрепляющие общество в единый организм: язык, традиция, социальная упорядоченность. Факторы этно- и культурогенеза российской цивилизации: лес и степь, оседлость и кочевничество, геополитическое и этнокультурное окружение; типы хозяйственной деятельности; общинный коллективизм и военно-дружинный быт; своеобразие языческой мифологии восточных славян, параметры исторического выбора мировой религии.

Тип культуры как тип социальной солидарности, объединяющий данное общество. Традиционное для историков деление культур на западные и восточные. Различные типы социальной солидарности в этих культурах. Россия как промежуточный (синкретический) тип культуры в подобном разведении.

Понятие социальной жизни людей, стратифицированность и дифференцированность как ее основные характеристики. Обыденная сфера жизни и их культурные особенности: стихийность усвоения культурных норм в процессе общей социализации и инкультурации, устойчивость неформальной и неинституализированной регуляции поведения и аккультурации индивида и группы, доминирующая традиционность форм и содержаний обыденной жизни. Специализированная сфера жизни и ее культурные особенности: институционализированный характер овладения ею, высокий уровень специализации и социальных притязаний, специфика мировоззрения и ценностных ориентаций личности.
 
 
Тема 2. Нормативно-регулятивная функция культуры.

Социальная деятельность и ее культурные основания: ее приемлемость и ценность, допустимость ее последствий для общества. Традиционный и инновативный типы социальной деятельности, их конкретные формы в истории мировой культуры. Сущность и культурные основания образа жизни людей: его культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты. Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социального бытия членов общества.

Порождение культурных образцов, норм, традиций сознания и поведения. Культура как исторически складывающихся "социальная конвенция" коллективного сосуществования людей. Основные типы культурных норм и их историческая эволюция. Поведение и сознание - две основные формы практического проявления культуры. Культура как социальный опыт - сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Различие социального опыта разных обществ как источник культурного многообразия человечества.
 
 
Тема 3. Познавательная функция культуры.

Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как основной способ познания и усвоения этих знаний. Картина мира - предельно обобщенный свод знаний и представлений людей о сущности, формах, нормах и оценках бытия, сумма их исторического и актуального социального опыта. Научный вклад французской "школы анналов" и их последователей в изучение картины мира людей средневековья. Основные способы и институты собирания, аккумуляции, систематизации и рефлексии социально значимых знаний.

Обряды и ритуалы, фольклор и народная мудрость как наиболее древние механизмы регуляции культуры. Носители культуры в архаическом обществе. Функции вождей, жрецов, шаманов. Устойчивость магии и мифологии в культурной регуляции общества. Традиции и обычаи как привычные и неподверженные рефлексии образцы поведения. Религия как социокультурный институт; ее типология и социальные функции. Религия как средство рационализации жизненных целей и регуляции поведении. Религия как фактор социального единства. Устойчивость и инертность религиозных систем; проблема реформации и фундаментализма в разных религиях.

Наука как специфический способ познания мира, основанной на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Социокультурные предпосылки науки, Наука в разных социальных и культурных контекстах, в западных и восточных культурах. Художественная культура как специализированная совокупная сфера различных форм искусства. Социальные функции художественной культуры как инструмента познания и моделирования мира, а также транслятора социокультурного опыта и ценностей. Воздействие социально-исторических факторов на художественный процесс. Философия как предельно общий уровень систематизации и рефлексии социально значимых знаний. Природа философских проблем, структура философского знания, философия как мировоззрение и его основные типы. Философия и другие области культуры.

Знание как "культурный текст" и как информация; знание научное (измеряемое, проверяемое и доказуемое) и ненаучное (интуитивное, образное). Тексты вербальные и невербальные, проблема понимания и интерпретации "культурных текстов"; множественность вариантов интерпретации. Тексты (суждения) оценочного порядка. Конвенциональность любой истины, как принятой в данной момент интерпретации всякого знания. Проблема исторического знания, его достоверности и социальной актуальности. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.
 
 
Тема 4. Культура как система смыслов, значений и символов.
 
Культура как система символов (знаков) информационно-коммуникативного поля жизни людей. Соотнесенность познавательной и символизирующей (знаковой) деятельности. Культура как язык. Знак и смысл, взаимодействие которых лежит в основе культурного кода всякой культуры. Язык и мифология как древнейшие способы символизации мира. Образ (религиозный, художественный) как особый тип культурного кода и его знаковая специфика. Более поздние технологии фиксации символизированного мира: письменность, книгопечатание, технические способы записи, хранения и передачи информации. Культура как универсальная знаковая система. Функции символа в культуре. Проблема прочтения символического текста. Способы символизации мира в исторической ретроспективе, символизация в художественной и религиозной практике. Искусство и религия как особые способы социокультурной коммуникации, информирующие людей об эталонных образцах сознания и поведения. Средства массовой информации как новое средство социальной коммуникации и формирования символико-знаковой картины мира. Виртуальная реальность и ее культурные перспективы.
 

Тема 5. Культурология как область знаний. Ее предмет и место в ряду наук.

Происхождение современного культурологического знания. Его истоки в философии, социальных и гуманитарных науках. Культурология как основание синтеза современных гуманитарных наук, как общемировоззренческая дисциплина, новый способ объяснения социальных и антропологических процессов современности. Культура как познавательный предмет культурологии. Множественность определений феномена культуры. Оппозиция понятий cultura-natura. Культура и природа: противоречивый характер взаимодействия. Культура как "вторая природа", искусственный мир, созданный руками человека. Основные философские концепции культуры: аксиологическая, символическая, креативно-деятельностная и др.

Общие и различающие черты между культурологией, с одной стороны, и философией, социологией, этнологией, историей, искусствознанием и иными социальными и гуманитарными науками, с другой. Особый ракурс взгляда на мир с позиций культурологии. Российская культурология и западная культурная антропология: близость методов, но различие предметов исследования. Теоретическая и прикладная составляющие в культурологии. Национальное культурное наследие как один из основных объектов внимания российской культурологии.
 

Тема 6. Понятийный аппарат культурологии и морфология культуры.

Основные понятия культурологической науки: культура и цивилизация, объект и субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы. Понятие и проблематика культурной традиции и исторического воспроизводства культуры от поколения к поколению. Культурная картина мира и процессы ее формирования. Культурная идентичность и способы культурной самоидентификации. Проблема межкультурной коммуникации в целом и в современных условиях в особенности.

Традиция членения культуры на материальную и духовную; дифференциация этапов развития общества на "культурный" и "цивилизационный". Структура культуры как результат разделения труда и социальных функций между людьми. Обыденная культура и комплекс специализированных культур. Феномен повседневности, традиционного образа жизни, исторически сложившихся ментальностей. Культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, политическая и правовая). Культура познания и отражения мира (философская, научная, религиозная и художественная). Культура социальной коммуникации (язык, образование, просвещение, воспитание, СМИ). Культура рекреации и воспроизводства человека (физическая, медицинская, досуговая, сексуальная). Феномен культурного института. Культурно-просветительные институты (библиотеки, музеи, туризм).
 

Тема 7. Культура и личность.

Рассмотрение личности в философской антропологии, культурологии (психологическая антропология), социальной и этнической психологии, социологии культуры. Детерминация личности социокультурной системой; человеческая личность как "продукт", "исполнитель" и "творец" культуры, ее форм и образцов. Личность в истории культуры. Проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе. Конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур. Проблема индивидуального "переживания" культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов) ее индивидуальными исполнителями. Конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.

Социализация и инкультурация личности как процессы вхождения индивида в общество и его культуру. Социализация - освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей. Инкультурация - освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации культурных образцов и т.п. Инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство "человека культурного", но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре. Основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности. Специфика процессов социализации и инкультурации в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Проблема культурной компетентности личности и ее составляющие:

 - знание социальных норм проживания и взаимодействия с людьми, принятых в данном обществе;
 - знание культурно-ценностных ориентаций, характерных для данного общества;
 - знание языков социального общения и обмена информацией в этой среде;
 - знание краткосрочных параметров моды, символов престижности и т.п., характерных для данного общества в настоящее время.

Механизмы обретения культурной компетентности: посредством трансляции традиций (этнических и социальных), религиозный, оборазовательный.
 
 
Тема 8. Историческое происхождение культуры.

Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами (саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.

Причины и этапы зарождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Культура как новая форма разумной жизни. Социальное поведение животного и человеческая культура: сходства и различия. Этологические концепции культурогенеза как усложненной формы поведения. Культура как результат качественного развития человеческого мозга, становления разума, абстрактного мышления и т.п. Формирование культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей.
 
 
Тема 9. Социальная стратификация и динамика культуры.

Структурная неоднородность культурного поля и динамики его изменчивости. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их совместного существования как культурный процесс. Формирование социально стратифицированных субкультур различных сословий. Универсальное и стратифицированное в культуре общества. Социальная и историческая динамика в культуре: соотнесенность масштабов. Проблемы прогресса и модернизации в культуре - с одной стороны - и традиции и новации - с другой. Историческое время в культуре.

Изменчивость культуры как ее имманентное свойство. Консервативная и модернизационная тенденции культурного развития. Основные типы временной изменчивости культуры. Адаптация культурных систем к внешним природным и историческим условиям. Созревание и разрешение внутренних социальных противоречий в культурных системах. Изменчивость путем порождения инноваций и методом трансформации имеющихся форм. Проблема усвоения инновации, ее стандартизации, превращения в тривиальную норму культуры. Феномен модернизации культуры и перемены общего типа социального устроения общества. Изменчивость по типу вариаций традиционных форм и интерпретации образных и интеллектуальных объектов культуры. Борьба природного и культурного начал, социального долга и личного интереса в человеке как одна из причин изменчивости в культуре. Расширение масштабов человеческой деятельности, ускорение динамики научно-технического развития и связанных с ним изменений в формах и содержании жизни, усложнение структуры искусственной среды и превращение ее в самовоспроизводящуюся систему. Адаптация человека к результатам собственной социальной практики.

Оппозиция культурной динамики и устойчивости. Понятие традиции, социологический и аксиологический аспекты ее исследования. Традиция как трансляция стереотипно организованного опыта. Единство наследования и изменения культурного опыта. Изменение в исторической преемственности - проблема "выбора исторического прошлого". Роль традиции в сохранении и упрочивании социальной целостности. Этническая, политическая, конфессиональная традиционность. Стереотипизация опыта и уплотнение "социальных" связей. Культурная вариативность, интерпретация, творчество - индивидуализированное культурное пространство, относительно освобожденное от принудительной регламентации. Культурная традиция и инновация как баланс центробежных и центростремительных сил в культурной динамике.
 
 
Тема 10. Типология культуры. Культура и цивилизация.
 
Социальная и ситорическая типология культуры, понятие "типа культуры". Культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям: социально-экономическим, технологическим, коммуникативным, культурно-стилевым, общеисторическим, археологическим. Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и траслокальным (цивилизационным) признакам. Культура и цивилизация. Многозначность понятия "цивилизация". Европейский подход к этому понятию: технический прогресс, гуманизм мировоззрения, гражданское общество, организованное на высоком уровне политической и нравственной культуры, и т.п. Противоречия между духовно-нравственным вектором культуры и техногенно-цивилизационным. Историческая динамика цивилизаций. Полиэтничные цивилизации Запада и Востока. Современные цивилизационные процессы в мире.
 
 
Тема 11. Культура первобытного и архаического периодов. Ее историческая эволюция. Сложение основных черт крестьянской (народной) культуры.

Формирование древнейших культур с присваивающими технологиями. Первобытное стадо с неупорядоченными формами социальной и брачной активности. Сугубо адаптивный характер жизнедеятельности общин гоминид, решающий преимущественно одну задачу - коллективного выживания на ландшафте. Постепенное формирование более упорядоченных форм совместного существования людей. Род, брачные и кровнородственные отношения как древнейший тип организации и регуляции совместной жизни людей.

Обычай и ритуал как основные технологии (иструменты) управления общиной, а так же ее социального воспроизводства (трансляции ее - культурной специфики и жизненного опыта молодым поколениям). Генетико-родовой принцип экзистенциальных ориентаций; тотемизм, анимизм, культ "великого предка" и иные формы древнейшей проторелигиозности. Зарождение духовно-интеллектуальных и художественных форм отражения природного и социокультурного бытия людей. Раннепервобытное "искусство".

Трансформация раннепервобытного (родового) типа в позднепервобытный (территориально-племенной, варварский) тип социокультурной организации. Решение продовольственного вопроса. Переход с парным бракам и нуклеарным семьям как низовым ячейкам социальной жизни. Ранние формы производящей деятельности (разумеется, предельно экстенсивной). Начало разделения функций (труда), имущественного и социального неравенства. Увеличение демографической плотности заселенности территории; развитие межплеменных контактов, обмен излишками продукции и культурными инновациями. Вместе с тем, преимущественно агрессивный характер культуры и нравов общин этого периода. Зарождение мифов и мифологического типа сознания. Типология мифов как древнейшей формы упорядоченного мироощущения и мироотражения. Миф как ранняя форма символизации пространства и времени, а также вписывания самого человека в окружающий мир. Синкретичность сознания людей первобытной эпохи.
 
Историческая судьба этого типа культуры. Крестьянская культура как хранитель социального опыта и традиций позднепервобытной эпохи: экологическая обусловленность форм жизнедеятельности и нравов, существенная зависимость от природно-климатических условий местности при сравнительно незначительном участии в "большой истории" страны. Преимущественный консерватизм крестьянской культуры; выраженные пережитки мифологического сознания в традиционных формах быта и миропредставлений. Крестьянская духовная культура как развитие природно детерминированной мифологии варварского периода. Сельскохозяйственные праздники, обряды и ритуалы. Низкий уровень специализированности крестьянского труда. Эволюция крестьянской культуры под влиянием городской цивилизации. Специфические черты крестьянской культуры на Западе, в России и на Востоке.
 
 
Тема 12. Культура раннегородских доиндустриальных цивилизаций и ее историческая трансформация. Рождение основных характеристик элитарной (аристократической) культуры.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с доиндустриальными технологиями материального и социального производства. Особенности и характерные черты древнего ближневосточного и мезоамериканского, античного, дальневосточного и южноазиатского типов традиционной культуры. Феодальная эпоха как поздняя стадия рассматриваемого культурного типа; ее специфика на Западе и Востоке, в России. Ускорение процессов социальной стратификации обществ и культуры, усиление масштабов и социальной значимости разделения труда, социальных функций и т.п.. Возникновение городов и культуры городского типа, ориентированной на социальную престижность. Рождение письменности и политических (государственных) форм социального существования. "Осевое время" (по К.Ясперсу) - эпоха перелома в мироощущении людей середины I тыс. до н.э. Становление "систематических" религий, принципиально отличающихся от мифов и формирующих совершенно другой тип мировоззрения и ощущения истории. Появление личности, действующей на основе своих индивидуальных взглядов, лишь частично детерминированных социальными установками коллектива. Радикальная интенсификация разделения социальных функций в среде городского населения. Появление феномена власти и подчинения. Историко-идеологическая направленность экзистенциальных ориентаций обществ этого типа, адаптация к историческим условиям существования. Становление механизмов социальной регуляции с помощью сакрально санкционированного насилия. Рабовладение, феодализм и другие формы внеэкономического принуждения людей к труду. Экстенсивный характер технологий жизнедеятельности и социального воспроизводства, сословный тип социальной организации. Формирование сословных субкультур: аристократической, торгово-ремесленной, клерикальной, угнетаемых сословий. Рождение политической идеологии.

Политика, религия и социальная престижность как три главные составляющие становления элитарной (аристократической и клерикальной) субкультуры, основанной на принципе особенных социальных притязаний, конвертируемости власти в собственность, эксклюзивности социально значимого знания (и тем более герметических знаний), сословно-кастовой замкнутости, культа социального порядка и насильственных средств его поддержания. Появление эксклюзивного заказа и заказчика на товары и услуги повышенного качества и цены. Выделение части ремесленников, работающих на подобные заказы (прообраза будущей интеллигенции). Рождение искусства в современном смысле слова. Повышение степени утонченности черт аристократической культуры. Наиболее общие культурные черты сословной эпохи, сохранившиеся как эталон "высокой" и высококачественной культуры. Место и роль России в становлении "высокой" культуры позднефеодальной эпохи. Историческая эволюция аристократической культуры; сложение первого "классового интернационала" именно в среде аристократии разных стран, объединенных типологической близостью своих социальных субкультур. Постепенная синтезация аристократической культуры с высшим слоем буржуазной в последние два века.
 
 
Тема 13. Культура индустриального общества и ее эволюция. Развитие черт городской (буржуазной) культуры и дифференцированных субкультур городских производителей.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с индустриальными технологиями материального и социального производства. Причины и динамика перехода сообществ к интенсивным технологиям социальной практики и взаимодействий. Принципиальные различия между экстенсивным и интенсивным типами социальной деятельности. Теория модернизации. Формирование культуры национального типа с унифицированными социокультурными стандартами и стремлением к конвенциональным формам социальной регуляции жизни сообществ. Экономико-социальная направленность экзистенциональных ориентаций подобных обществ. Адаптация к продуктам и результатам собственной жизнедеятельности, формирующим и заполняющим среду обитания людей. Постепенное возобладание экономической стороны в социальной регуляции жизни сообществ. Специфика художественной культуры этой эпохи. Национальная культура как тип обыденной культуры и как основа специализированных культурных областей современной жизни. Особенности формирования этого типа культуры на Западе и Востоке. Вклад России в европейскую культуру Нового времени.

Формирование социальной субкультуры городских производителей еще на стадии доиндустриальных цивилизаций и трансформация ее в комплекс субкультур индустриального общества (буржуазную, пролетарскую, интеллигентскую). Основные социокультурные признаки буржуазной субкультуры: принципы личной свободы и свободного предпринимательства, регулируемой общими для всех законами социальной конкуренции; понижение значимости сословных и религиозных ограничений в деятельности; преимущественно экономический тип социальной регуляции. Тоталитарный вариант индустриальной цивилизации (нацистский, коммунистический) и его особенности. Переходный тип с типологически интенсивными институтами государственного регулирования и производства и, одновременно, преобладаением экстенсивной традиции в обыденной сфере ("развивающиеся общества"). Процессы сближения и слияния высших слоев элитарной и буржуазной субкультур.

Интеллигентская субкультура как специфическое порождение культурных процессов этой стадии развития, ее функции и особое положение по отношению к элитарной субкультуре. Интеллигенция, как группа специалистов высшей категории, вышедшая из среды буржуазной субкультуры, но "нанятая" и обслуживающая элитарную субкультуру. Интеллигенция как особый социальный слой носителей и интерпретаторов наиболее "рафинированного" знания и образного мироощущения, в его наиболее сложных формах. Феномен "русской интеллигенции" и его мировое значение.
 
 
Тема 14. Культура постиндустриального общества. Массовая культура и ее характеристики.

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с постиндустриальными технологиями материального и социального производства. Формирование нового социокультурного пространства, основанного на информационных технологиях и гарантированном производстве социальных благ. "Информационная революция" второй половины ХХ века и ее последствия для социальной жизни людей. Переход от "книжной" к "экранной культуре". Культура, доставляемая "на дом" потребителю посредством электронных СМИ. Возрастание уровня специализированности форм социальной жизни и деятельности. Проблема культурной компетентности личности в условиях нарастающих потоков слабо систематизированной информации, роста плюральности и мультикультурности социальной среды. Формирование потребительского общества как адаптация к экспансии производителей социальных благ. Поиск средств ненасильственной социальной регуляции. Проблемы психологической адаптации человека в избыточной информационной среде.

Феномен массовой культуры и его транснациональный характер. Социальные истоки и функции массовой культуры. Массовая культура как "посредник" между специализированной и обыденной культурами современного человека, "адаптатор" сложных смыслов и понятий, вырабатываемых "высокой культурой", к инфантилизированному уровню интеллектуальнообразных запросов потребителя. Основные формы и инструментарий массовой культуры (стандартизированное воспитание и образование, реклама, шоу-бизнес, массовые политические движения, паранаука и квазирелигия и т.п.). Манипуляция сознанием, вкусами и потребительскими запросами рядового человека. Массовая культура и политические кампании. Межкультурный синтез в системе массовой культуры.

Футуристические теории грядущего развития человечества. Концепции глобальной транснациональной информационной цивилизации, Теории цивилизационных войн и "конца истории". Концепция "ядерной зимы". Деятельность Римского клуба по прогнозированию будущего цивилизации. Реально возникающие проблемы демографического и экологического кризисов, истощения энергозапасов Земли и т.п. Прогнозируемые черты социокультурного будущего. Изменение социальной структуры сообществ: деление их на меньшую часть высоко специализированных профессионалов с "интернациональным" статусом форм самореализации и демографическое большинство с низким уровнем образования, профессионализма и социальной конкурентоспособности. Процессы локализации "классической" культуры как эталонной, но социально неактуальной и постепенного формирования транснационального культурного синтеза западной массовой и восточной традиционной культур как нового типа социокультурной обыденности основной массы городского населения. Процессы размывания культурной нормативности как ее главного свойства на протяжении истории. Плюрализация и синкрезис как основные тенденции культурных процессов современности.
 
 
Тема 15. Типология культур и глобальные проблемы современности.

Культурное многообразие человечества. Локальность культур как результат различий в природных и исторических условиях бытия разных сообществ. Феномен цивилизации и многообразие трактовок этого понятия.

Сходство глубинных содержательных основ и ценностей большинства культур и своеобразие их конкретно-исторических форм. Этничность как культурный феномен, его происхождение и современные тенденции в этой области. Основные отличия этнических культур как "мемориальных" от социальных как "прогностических". Типология социальных субкультур: крестьянская (сельская), ремесленно-буржуазная (городская), элитарная, криминальная. Особенная роль субкультуры интеллигенции (интеллектуалов).
 
Copyright www.hischool.ru © 2008-2010
Адрес: 129110, Москва, пр. Мира, д. 53, кв. 16
Высшая Школа Культурологии, Россия, Все права защищены.
Уважаемые выпускники! На сайте размещен ОБРАЗЕЦ дипломной работы. Окрыть...
 
В разделе "Научная школа Флиера в МосГУ" в подразделе "Публикации" появились новые статьи А.Я.Флиера: "Какой будет культура 21 века", "Будущее возврату не подлежит" и "Культура как оружие массового поражения". Перейти...
 

  
 
  
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 

 
Hosted by uCoz