Научная школа Флиера в МосГУ
Научная школа Флиера
Научная школа Флиера – это условное название неформальной научно-образовательной общности, работающей в составе кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, а также сотрудничающих с ней специалистов. Цель деятельности школы – научные исследования и подготовка профессиональных кадров высшей научной квалификации в процессе исследований. Вспомним классическое определение В. фон Гумбольдта: «Университет – это место, где занимаются исследованиями, а потом преподают то, что исследовали». Этот принцип и осуществляет школа.
Основная площадка работы школы – это магистратура, аспирантура и докторантура, но и на уровне бакалавриата такая образовательная работа ведется тоже. Школа занимается и групповой учебно-лекционной практикой, но главное – это индивидуальное обучение в процессе создания учащимися собственных научных текстов – преимущественно квалификационных:
- курсовых работ,
- бакалаврских дипломов,
- магистерских, кандидатских и докторских диссертаций,
а также статей, монографий, текстов научных докладов и т.п.
Основной метод обучения строится на проведении учащимися самостоятельных эмпирических исследований материала и анализ профильной литературы под общим методологическим руководством профессора. Но самое главное – это освоение техники аналитического моделирования изучаемого предмета в его структуре, социальном функционировании, динамике социальных и исторических трансформаций и познания его в процессе выстраивания этих моделей.
Содержательно-тематическая направленность работы школы в основном сосредоточена в двух направлениях:
1. Фундаментальные исследования теории, истории и социологии культуры, что включает в частности изучение таких проблем, как:
- социально значимые формы культуры,
- социальные функции культуры,
- теория истории культуры,
- историческая типология культур,
- историческая социология культуры,
- историческая текстуальность культуры,
- культурогенез и теория культурной инноватики,
- семиотика культурных явлений,
- культура как социальный опыт и как инструмент упорядочения социальной жизни,
- культура как актуальная модель социальной справедливости
и пр.
2. Исследования в области экспертизы, прогностики и моделирования актуальных культурных процессов и социальных трансформаций культуры нашего времени, что включает изучение:
- границ социальной полезности культуры,
- параметров социальной эффективности культуры,
- социальных последствий тех или иных культурных событий,
- исторической трансформации социального заказа на культуру,
- проблем культуры как власти, культуры как механизма социального контроля,
- экспертизы управленческих решений и прогнозирование их социокультурных последствий,
- экспертизы социальной эффективности проводимой культурной политики,
- культурной футурологии и прогностики
и др.
|