Яндекс.Погода
 

 
Данный сайт сохранён в том виде в котором он существовал до весны 2010 г всем приятного просмотра
нынешний сайт ВШК

Высшая школа культурологии как целостная учебная структура была ликвидирована в конце 2009 г. и ныне сохраняется только как бренд, как название нашего сайта. Фактически с весны 2010 г. Высшая школа культурологии разделилась на два подразделения, работающие в разных вузах:

- кафедра культурологии и антропологии в составе Института культурологии и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств, которая доучивает прежних студентов ВШК и где новым абитуриентам предлагается бакалаврское и магистерское культурологическое образование традиционного типа, готовящее культурологов широкого профиля (для науки и образования, культурного менеджмента и пр.) с акцентом на многопрофильность и универсальность их возможностей, обеспечивающий широкий выбор возможных мест работы в гуманитарной сфере;

- «научная школа Флиера», которая ведет исследовательскую работу и подготовку специалистов высшей научной квалификации в составе кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. На самой кафедре абитуриентам предлагается получить общее культурологическое образование (бакалавриат), а затем продолжить его в магистратуре, аспирантуре и докторантуре под руководством Флиера и его учеников. В рамках «школы» развертываются два направления: а) фундаментальные исследования теории, истории и социологии культуры, прежде всего в части изучения социальных функций культуры и б) исследования в области экспертизы, прогностики и моделирования актуальных культурных процессов и социальных трансформаций культуры нашего времени. Такая подготовка предполагает последующую работу культурологов в науке и образовании, но более всего – в системах общего социального управления и управления культурой. Здесь уже готовятся кадры интеллектуальной элиты российской культуры.

Наш сайт сохраняется в качестве «сайта ВШК» и будет отражать события в обеих названных структурах.
 

 
КАКОЙ БЫЛА КУЛЬТУРА ВЧЕРА, ЗНАЮТ ВСЕ, КАКОЙ ОНА БУДЕТ ЗАВТРА – ТОЛЬКО КУЛЬТУРОЛОГИ
Мы живем в эпоху, когда привычная для нас культура начинает вытесняться какой-то новой культурой, не очень понятной по своим основным конфигурациям. Культура индустриальной эпохи перерастает в постиндустриальную культуру, уже заметно отличающуюся от прежней. И это процесс порождает множество вопросов:

• Какой будет судьба классической культуры в массовом обществе: превращение в памятник культурного наследия?
• Что ожидает массовую культуру в обозримом будущем: тотальная победа или постепенная деградация?
•  Станет ли массовая культура основной бытовой культурой для всех слоев общества?
• Останется ли традиционная культура только сценической имитацией подлинной народной или у нее еще есть какое-то самостоятельное будущее?
• Возвращается ли культура государственного национального типа назад к племенной этнической культуре?
• Мультикультурализм: это выход из положения или паллиатив?
• Культурные результаты глобализации: полный провал ли интересные альтернативы?
• Будет ли культурная идентичность защищаться юридически?
• Какой будет новая модель социальной справедливости, выраженная в культуре?
• Сколько людей следует взорвать в метро в Москве или в небоскребах в Нью-Йорке ради сохранения собственной культурной неприкосновенности?
• Какой будет социальная стратификация культуры в обозримом будущем: по классам, по нациям, по досуговым группам?
• Культура – это свобода или ограничение?
• Культура только обеспечивает досуг или это форма власти общества над личностью?
• Как управлять социальным поведением людей с помощью культуры?
• Как измерять социальную эффективность культурной политики государства?
и т.п.

Культурологи – это специалисты, ищущие ответы на все эти вопросы. Если мы на них не ответим, то кто?
 

 
ЧТО ДАЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Культуролог – это принципиально новый тип работника культуры, в меньшей мере занимающийся самой культурной практикой людей (скажем, их художественной самодеятельностью или культурным самообразованием), но в большей – упорядочением любой социальной деятельности людей, осуществляемой ими по культурно-ценностным основаниям (национальным, религиозным, эстетическим, нравственным и др.). Культурные основания в наши дни стали одной из самых значимых причин социальной активности людей, что хорошо известно нам в негативных ее проявлениях – национальному и религиозному экстремизму, терроризму, неприязни, нетерпимости и др. Но можно направить эту активность и в социально конструктивное русло, научить людей не ссориться, а дружить по тем же самым культурным основаниям, не отторгать чужую культуру, а интересоваться ею. Культура – в равной мере и причина насилия (по причине культурного отторжения был распят Иисус Христос) и основание для солидарности людей (и христианство – лучшее тому подтверждение). Этими двумя сторонами культуры и занимаются культурологи.

Культурологи – это в первую очередь работники сферы социального управления (референты, эксперты, социальные проектировщики и коммуникаторы), обеспечивающие анализ культурных причин социальных событий и прогнозирование культурных последствий тех или иных управленческих решений, участвующие в налаживании межкультурных связей. Культурологи эффективно работают и в сфере управления самой культурой, обеспечивая анализ социальных причин и социальных последствий деятельности культурных учреждений, определяющие социальную потребность общества в той или иной культурной работе и ее фактическую социальную эффективность. Это эксперты, с одной стороны, в области культурных причин социальных движений, а с другой – социальных последствий собственно культурной деятельности. Практика показывает, что культурологи успешно работают и в арт-бизнесе, где грамотный учет социальных аспектов массового спроса является одним из главных оснований успеха работы. Проблемы массовой культуры – это площадка работы именно культурологов.

Потребность в подобных специалистах сейчас в мире становится все большей и большей (на Западе они называются социальными и культурными антропологами, в России – культурологами), и ценность такого профильного образования постоянно растет.

Культурологическое образование можно четко разделить на два уровня.
Первый
– это бакалавриат. Его главное достоинство в том, что он дает очень широкое многопрофильное гуманитарное образование без выраженной специализации в какой-то одной области. Человек с дипломом бакалавра культурологии является историком, религиоведом, этнографом, социологом, искусствоведом и философом одновременно. Он может работать в самых разных сферах, где требуется хорошее гуманитарное образование, обширная общекультурная эрудиция – в школе, в детских культурных центрах, национальных культурных структурах, референтами разных профилей в системе управления культурой и общесоциального управления, в сфере культурного туризма, в СМИ, редактором и референтом по общекультурным проблемам в художественных учреждениях и др. Для абитуриентов, имеющих общую склонность к работе в гуманитарной сфере, но еще не определившихся, в какую конкретную область их больше тянет, культурологический бакалавриат – это оптимально решение в их ситуации, формирующее из них гуманитариев-универсалов и дающее возможность выбрать интересующую конкретную область позже.

Второй уровень – магистратура, аспирантура, докторантура. Культуролог этого уровня работает в системе интеллектуальной рефлексии нашего социального бытия – ученым, вузовским преподавателем, экспертом по социальным и культурным основаниям управленческих решений, советником по социокультурным вопросам в разных областях социальной практики и пр. Здесь уже начинается узкое профилирование по проблемам: этнокультурным, социокультурным, художественным, межкультурных коммуникаций, культурных отношений и взаимодействий, культурной аналитики и экспертизы, социокультурного мониторинга управленческой деятельности и т.п. Такие культурологи представляют собой интеллектуальную элиту современного российского общества, консультирующую власть, оценивающую социокультурные последствия программ развития, осуществляющую контроль за социальной эффективностью проводимой культурной политики, работающую в системе формирования новой российской идентичности и толерантности, в сфере межнационального и межрелигиозного диалога. Это уже работники идеологии, ибо в настоящее время именно культура (а не политические пристрастия) является подлинной идеологией современных обществ во всем мире. Сегодня культурологи становятся наиболее востребованными специалистами сферы социального управления и идеологии развития, самой практически нужной группой интеллектуальной экспертизы событий нашего времени.

Так что культурологическое образование – это продолжающийся процесс. Бакалавриат – только вступление, овладение навыками универсального гуманитария. А дальше – магистратура, аспирантура, докторантура – восхождение по ступеням культурологического анализа наблюдаемого бытия, экспертизы актуальных социальных и культурных процессов, управленческих решений власти и пр. к вершинам интеллектуальной элиты современного российского общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Copyright www.hischool.ru © 2008-2010
Адрес: 129110, Москва, пр. Мира, д. 53, кв. 16
Высшая Школа Культурологии, Россия, Все права защищены.
Уважаемые выпускники! На сайте размещен ОБРАЗЕЦ дипломной работы. Окрыть...
 
В разделе "Научная школа Флиера в МосГУ" в подразделе "Публикации" появились новые статьи А.Я.Флиера: "Какой будет культура 21 века", "Будущее возврату не подлежит" и "Культура как оружие массового поражения". Перейти...
 

  
 
  
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 

Аспекты социокультурной  политики 
Hosted by uCoz