Что изучают наши студенты и где они потом работают?
Исходя из названия Высшей школы культурологии, понятно, что наши студенты изучают теорию и историю культуры. А что имеется в виду под словом «культура»?
По ходу исторического существования каждый народ вырабатывает определенные «правила игры», по которым люди живут и занимаются различной деятельностью. Эти «правила» (или «социальные конвенции») еще называют «стратегией выживания». В соответствии с этими «правилами» люди упорядочивают мир своего обитания, свою социальную организацию, а так же знания об этом мире. Ведь человек не может жить в хаосе; особенно в хаосе социальном и интеллектуальном. Со временем общество набирает и определенный социальный опыт – опыт адаптации к внешним условиям существования, опыт межличностного взаимодействия внутри коллектива, опыт социальной самоорганизации в функциональные группы, формирует язык для обмена информацией и письменность для ее фиксации и т.п. Этот опыт накапливается в традициях, обычаях, нравах, фиксируется в письменных текстах, воплощается в образах искусства. В своеобразной форме этот опыт составляет и основу всякой религии.
Все это в совокупности и называется культурой данного народа. А поскольку нет двух народов с одинаковой исторической судьбой, то соответственно и культуры разных народов различаются.
Но накопленный опыт, порядок мироощущения и выработанные «правила игры» нужно передать и следующим поколениям, чтобы они не начинали с нуля. Такая передача осуществляется посредством воспитания и образования, средствами религии и искусства.
Люди в различных жизненных ситуациях применяют этот опыт, порядки и «правила игры», но условия их применения бывают самые разные. Поэтому применяемый опыт и правила приходится все время варьировать, трансформировать, подстраиваясь под сложившиеся обстоятельства, новые условия. В ходе такого варьирования рождаются новые идеи, открытия, произведения. Т.е. культура не стоит на месте, как и жизнь. Она все время развивается, порождая новые правила, порядки и элементы социального опыта и формы, отображающие его.
Обучение в Высшей школе культурологии посвящено изучению этого процесса на тысячах примерах и в тысячах разных ситуаций. Студенты изучают историю, религию, искусство, материальную культуру, социологию, этнологию, семиотику и т.п. Но есть в нашей программе и особая зона – обучение тому, как все эти знания применять в современной жизни, где – в каких сферах эти знания нужнее всего.
Среди сфер трудовой деятельности культурологов преобладают следующие:
• научная и преподавательская работа;
• работа в музеях и на других объектах историко-культурного наследия;
• менеджерская работа в учреждениях культуры;
• экспертная и референтская работа в органах общеадминистративного управления;
• работа в средствах массовой информации;
• работа менеджерами и маркетологами на выставках и аукционах, в галереях и арт-бизнесе;
• работа в области общественных связей (PR) в самых различных организациях;
• работа в центрах национальной культуры или межкультурного взаимодействия;
• работа в центрах социальной реабилитации;
• работа в детских культурно-воспитательных центрах.
Поле практического применения культурологов – необъятно. Нужно только хорошо научиться.
Ниже мы приводим фрагмент государственного стандарта по культурологическому образованию, в котором описываются основные сферы трудоустройства культурологов по специальности и профессиональные задачи, которые они решают. Но культурологи получают достаточно широкое гуманитарное образование, чтобы работать и в сферах, смежных с основной специальностью. Впрочем, всегда лучше работать непосредственно по специальности, чего мы и желаем нашим выпускникам.
Характеристика профессиональной деятельности культурологов (выдержка из государственного стандарта):
Область профессиональной деятельности культурологов:
-
организации Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации;
-
научно-исследовательские, культурно-просветительские и проектные учреждения и организации, связанные с сохранением культурного и природного наследия, производством и трансляцией культурных форм, изучением и решением социально-культурных проблем;
-
государственные и негосударственные учреждения и организации, обеспечивающие проведение культурной политики, управление в сфере культуры, функционирование системы массовых коммуникаций;
-
учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего и дополнительного образования;
-
учреждения досуговой деятельности;
-
отделы молодежи и молодежной политики.
Объекты профессиональной деятельности культурологов:
-
фундаментальные проблемы теории и истории культуры;
-
культурные формы, процессы, практики в истории и современности;
-
культурное и природное наследие;
-
способы производства культурных значений, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;
-
формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций;
-
межличностные и межкультурные взаимодействия в глобальном и локальном измерениях;
-
просвещение и образование в сфере культуры.
Виды профессиональной деятельности культуролога:
-
научно-исследовательская деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности; научные исследования проблем теории и истории культуры; теоретическое изучение, конкретный анализ и социально-практическое освоение современных культурных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения;
-
организационно-управленческая деятельность в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры и разработка культурной политики; разработка и реализация научно-пpактических пpогpамм сохранения культурного и пpиpодного наследия;
-
проектно-аналитическая и экспертная деятельность по социокультурному проектированию в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях;
-
производственно-технологическая деятельность в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристических агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций;
-
культурно-просветительская деятельность в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах): определение и решение культурно-просветительских и социально-культурных задач в различных сферах жизни общества;
преподавательская деятельность в высших, средних, средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится культуролог, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Задачи профессиональной деятельности культурологов:
а) научно-исследовательская:
-
применение теоретических и практических знаний в различных областях культурологии для авторских и коллективных научных исследований;
-
проведение научных исследований по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;
-
сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;
-
анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;
-
интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
-
составление разделов научных отчетов;
-
участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
-
написание статей;
-
подготовка презентаций;
-
устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований;
-
составление заявок на проекты;
-
научное описание социокультурных проектов.
б) организационно-управленческая:
-
работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением в сфере культуры, выявлением, сохранением культурного и природного наследия;
-
работа в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся подготовкой и реализацией научно-практических программ;
-
ведение и составление нормативной и технической документации (графики работ, инструкции, планы, заявки, отчеты и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
-
участие в организации и проведении семинаров, конференций, деловых встреч, консультаций, переговоров.
в) проектно-аналитическая и экспертная:
-
участие в разработке и реализации проектов, связанных с социокультурными процессами и практиками, сохранением и освоением культурного и пpиpодного наследия, с учетом определенных социальных, эстетических, экономических, технологических параметров (в составе творческого коллектива);
-
консультационная работа в рекламно-информационных агентствах, туристических фирмах и компаниях, государственных, общественных и бизнес-структурах, учреждениях культуры.
г) производственно-технологическая:
-
сбор, первичная обработка, организация, обобщение, хранение данных с использованием современных методов анализа и информационных технологий;
-
составление схем, таблиц, графиков и другой отчетности по утвержденным формам;
-
создание на основе стандартных методик и в рамках действующих нормативных документов различных типов текстов (академических, официально-деловых, публицистических, рекламных и т.п.);
-
анализ и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных);
-
разработка нормативных методических документов в конкретных областях социокультурной деятельности.
д) культурно-просветительская:
-
реализация государственной культурной политики по приоритетным направлениям;
-
реализация социально-культурных программ и проектов в системе массовых коммуникаций;
-
культурно-досуговая творческая деятельность;
-
разработка, подготовка и осуществление художественно-творческих планов и художественных программ.
ж) преподавательская:
-
работа в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях;
-
педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса;
-
планирование и реализация учебно-воспитательной работы в системе государственного, негосударственного и дополнительного образования;
-
разработка образовательных программ;
-
использование современных методик и форм учебной работы. |